У вышивки богатая история, каждое погружение в которую делает предмет увлекательнее, обогащая новыми знаниями, идеями, вдохновляя собой как ремесленническим искусством. Дизайнер и сооснователь бренда Aliz Arin и художник по вышивке Екатерина Мороз, рассказывает про вышивку на чулках и подвязках. Речь о длительном периоде с XVI по XX век, изобилующим вышивкой на этих предметах костюма.
Чулки, в некотором смысле, пограничная деталь гардероба: их можно отнести как к нижнему белью, так и к обуви. Граница размывается, например, если добавить чулкам подметки – получится примитивная пара обуви. Встречаются чулки с узором, перекликающимся с узором на туфлях или продолжающие его; выполненные из той же ткани, что и туфли. В наши дни дизайнеры время от времени объединяют обувь и чулки вместе: вы наверняка встречали термин «сапоги-чулки».
И всё-таки, если смотреть на современные чулки и на те, что носили наши предки, в основном чулки использовались и используются как нижнее (нательное) бельё. Большую часть своей истории чулки активно декорировались, даже в тех случаях, когда предмет был полностью скрыт от окружающих взглядов одеждой.
История
С XIV века чулки становятся кроеными, до этого ноги обматывались большими кусками ткани и перевязывались лентами. Что касается трикотажа, то в 1589 году Уильям Ли изобретает первый вязальный станок, а до этого чулки вяжут вручную и по всей Европе процветают вязальные гильдии.
Мужские и женские чулки, принадлежащие представителям знатных сословий богато вышивались. В женском костюме чулки были не видны посторонним взглядам, что не мешало их разнообразному декорированию.
Чулки изготавливали из хлопка, льна, шёлка и из шерсти (шерстяные чулки использовались для утепления в основном бедными сословиями).
Вне зависимости от состоятельности владельца, чулки было принято ремонтировать. Их штопали, зашивали, ставили заплатки. Есть образцы чулок до такой степени подвергшиеся штопке, что на них невозможно разобрать оригинальный крой и рисунок. Также часто заменялась часть, прикрывающая ступню.
Boothose
В XV веке появляется любопытный элемент гардероба – boothose (англ. boot – ботинок, hose – чулок). Boothose были придуманы как функциональный предмет, предназначенный для защиты нижних тонких чулок от износа при контакте с обувью.
В XVI -XVII веках boothose выглядели как шелковые чулки до колен, богато украшенные вышивкой по верхней части, которую опускали на сапог.
Clock hose
«Clock» означает «небольшой вышитый или тканый орнамент с каждой стороны или с внешней стороны носка или чулок, простирающийся от лодыжки вверх». Проще говоря clock hose – это чулки с клиновидными вышитыми, ткаными или вязаными вставками на лодыжках.
В статье, приуроченной к открытию выставки «Undressed: A Brief History of Underwear», Сэнди Блэк провела сравнительный анализ двух пар чулок «сlock stockings» хранящихся в музее Виктории и Альберта. Сэнди пишет: «Зелёная и розовая части чулок первой пары (Испания, 16 век) соединены между собой методом интарсии (интарсия – одна из разновидностей многоцветного вязания, которая в переводе с итальянского означает «вставка»– Примечание автора). Вышивка выполнена цветными шелковыми нитями, счетным швом. Мотив вышивки флоральный и анималистичный. Стилизованные сосны, вазы, павлины. Шов соединения двух деталей разного цвета также перекрыт вышивкой».
По поводу второй пары чулок Сэнди пишет: «Эти чулки были скопированы с использованием другой техники в Англии и датированы началом 19 века. Разноцветные детали чулка вывязывались отдельно, вышивались и только потом сшивались. Этот метод не требовал специальной техники и высококвалифицированных исполнителей, что сильно удешевляло производство и увеличивало тираж. Да и техника вышивки заметно менее искусная чем на первой паре.
Почему чулки были скопированы? Вероятно, это связано с запретом на импорт иностранных готовых шелковых изделий и аксессуаров, введенный в 1765 году в защиту внутреннего производства в Великобритании. Этот запрет вполне мог побудить предпринимателей создавать копии испанских чулок, дизайн которых был особо востребован.»
Вышивка на подвязках
Подвязки для чулок также богато вышиваются, при этом вышивка сильно отличается от вышивки на чулках. Она смелее, ярче, насыщеннее.
Очень часто на подвязках вышиты надписи: девизы, поговорки, куплеты. От милых до пикантных. Конечно, инициалы.
Моё предположение о причине различия в стилистике вышивки чулок и подвязок заключается в том, что чулки всегда покупались. Эта та вещь, которую невозможно сделать самому, а подвязку как раз можно. И, полагаю, этот предмет стал объектом для экспериментов, в тот период когда вышивка становится популярным рукоделием в Европе.
Автор текста – художник по вышивке Екатерина Мороз.
Подписаться на telegram-канал Кати о вышивке @embroideress
Подписаться на instagram-аккаунт Кати @kat_embroideress