Вернёмся во времена, когда спущенный носок или оголённая лодыжка были несовместимы с образом настоящего джентльмена. С 1880 по 1960 носки большинства мужчин как минимум в Англии, США и Франции от падения спасали специальные подтяжки для носков. «Мне итак достаточно комплекса неполноценности, чтобы позволить спадать своим носкам. Как можно быть уверенным, если кладя ногу на ногу, ты показываешь голую кожу?», – говорит Питер МакМанус один из героев фильма «К чёрту любовь!», действие в котором разворачивается в 1962 году. На что его оппонент отвечает, что благодаря новым изобретениям, таким как лайкра, арлон и дакрон, подтяжки больше не нужны, так как носки прекрасно держатся на ногах без этого аксессуара.
На английском подтяжки для носков звучат как «sock garters» или «hose garters». «Hose» – в переводе с английского чулочно-носочные изделия, в множество которых попадают и носки.
У подтяжек в истории костюма огромная и длинная история. Меня же заинтересовал короткий период, когда у подтяжек появились клипсы и когда их стали использовать для удержания носков от позорного скатывания вниз. Надо отметить, что носки довольно плохо справлялись со своими обязанностями из-за того, что были неэластичными.
Самое первое упоминание о подтяжках, которое мне удалось найти – 1879 год. В рекламе кампании George Frost Co. 1918 года говорится, что «С 1879 года хорошо одетые мужчины наслаждаются чувством удовлетворённости, которое им дают подтяжки для носков Boston». При этом торговая марка «Boston Garter» зарегистрирована кампанией в апреле 1910.
Среди крупнейших производителей подтяжек для носков того времени компании Crown Suspender Company, S.H.&M Co., George Frost Co., Pioneer Suspender Company, A. Stein & Company, Hickok, Gem-Dandy (если вы ищете винтажные гартеры, то можете использовать названия этих кампаний при поиске).
Практически каждая из компаний регистрировала отдельную торговую марку для подтяжек. На рекламных объявлениях подтяжек для носков можно встретить названия Brighton, Boston, Gordon, Paris и другие. Это абсолютно точно не разновидности изделий, а просто торговые марки: названия, которые удобно было использовать для рекламы продукции и дифференциации от других производителей.
Что касается типов держателей для носков, предполагаю, что первыми в исследуемом нами периоде появились держатели, где основная часть и клипса были соединены шнуром, как показано на фото ниже. А первыми «клипсами» скорее всего были защемляющие носок (как на фотографии с подтяжками Gordon чуть выше).
Виды креплений эволюционировали и производители часто экспериментировали с ними.
Многие типы гартеров существовали параллельно. Как видно на рекламе 1937 года в Esquire, один из производителей предлагает варианты на выбор, отличающимися замком на пряжках и количеством держателей (максимальное количество – два).
Цвет
Подтяжки для носков выходили не только в унылых чёрном, белом, коричневом и сером: производители предлагали широкий выбор цвета и его насыщенности. Подтяжки для носков можно было найти как в пастельных оттенках (реклама 1912 года, показывающая возможные варианты цвета для подтяжек Boston, музей Виктории и Альберта), так и в насыщенных ярких цветах.
Журнал Esquire отмечает, что в 1934 году модная молодежь, выпускники колледжей, предпочитали яркие держатели для носков.
Кроме монохромных классических «полосатых» вариантов время от времени встречались и более смелые принты.
Стиль
Цветные гартеры можно было подбирать как к цвету рубашки, так и галстука.
Цветные держатели для носков. Esquire, 1 февраля 1934 года, иллюстрация к статье Distinguished In Cut Even Though Common In ColorВ книге «Esquire’s Encyclopedia of 20th Century Men’s Fashions» авторства O.E. Schoeffler написано, что носки, подтяжки для штанов и подтяжки для носков должны сочетаться с галстуком.
Любителям строго стиля и белых рубашек, советуют добавить радостных красок, и цветные держатели для носков сочетать с цветными подтяжками для штанов.
Зенит подтяжек для носков
Вписавшиеся в культурный код костюма джентльмена подтяжки для носков стали терять популярность примерно в 60-х годах. Если судить по рекламе в журналах того времени, то последние упоминания в объявлениях гартеров можно найти в 1950х.
Подтяжки для носков вместе со слоганом «No metal can toch you» заменяются дальше на рекламу носков с такими слоганами как «No gadgets. No garters.»
Причина – появление эластичных материалов, которые помогают носкам держать свою форму и не спадать с ноги. В 1929 появляется ластекс – ткань на основе латексной нити. Ластекс добавляли к другим материалам, таким как хлопок, шёлк, или вискоза, чтобы они могли растягиваться в одном или двух направлениях и быть эластичными. Реклама носков из ластекса, не требующих подтяжек, появляется в 30х годах, одновременно с рекламой гибридных носков, у которых резинка пришита на манер гартеров (только спереди). Вслед за ластексом появились и другие синтетические ткани, обладающие большой эластичностью.
Проблема спадающих носков была решена, значит функциональной необходимости в держателях для носков больше не было. Верными гартерам остались лишь те мужчины, для которых этот аксессуар стал привычным и ассоциировался со стильным каноном.
Подтяжки в наши дни. Стильный ренессанс в маленьких масштабах
При том, что подтяжки сошли со сцены в 1960х, забавно, что статьи о том носить их или нет с практической стороны возникают вплоть до 2003 года (статья в GQ). Во многих современных статьях мужчин для мужчин утверждается, что это не функционально, и асексуально.
С авторами этих статей я не согласна по поводу «асексуальности» гартеров и по поводу контекста. Держатели для носков могут быть сексуальными, как на мужчинах, так и на женщинах. Более того, не ограниченные какими либо строгими рамками, мы можем трансформировать гартеры в активный аксессуар, который видно. Можем и трансформируем.
Впервые гартеры возвращаются на сцену в в 2009 году.
В 2010 подтяжки для носков попадает в статью, полностью посвященную тренду на этот аксессуар в журнал Fashion Spot. В 2012 – во французский августовский номер Elle.
Всё таки небольшой ренессанс в 2009-2011 у держателей был. Тенденцию на подтяжки или вещи, ими вдохновлёнными, можно найти в коллекциях Alexander Wang, Christian Dior, Chalayan, Kate Sylvester.
Следующее проявление микротренда – 2014-2018. На этот раз гартеры появляются у брендов нижнего белья и изделий из кожи: Murmur (гартеры как часть коллекции Roleplay 2014 года, на данный момент их нет в продаже), Zana Bayne (кожаные гартеры появились в 2014 и доступны к заказу сейчас), La Perla (шёлковые гартеры Frames появились в 2015 и доступны в некоторых цветах сейчас), Edge o’Beyond (гартеры Colette из коллекции 2017 года, доступны к заказу), Atsuko Kudo (лаконичный стильный латексный гартер), Marika Vera (носки с гартерами).
Подтяжки являются частью множества субкультур: стим-панка, бурлеска, пин-апа. Вписывается в культурный код костюма 20х-50х годов и в нео-викторианский стиль. С чествованием женской или мужской силы и сексуальности гартеры справляются не хуже чокеров и портупей. Гартеры же, перемещенные по ноге значительно выше, могут стать хорошим партнёром для пары другой чулок в будуаре.
Места обитания подтяжек для носков в наши дни
Винтажные и современные варианты гартеров можно найти в следующих местах:
- Hunt & Holditch в магазине Woods of Shropshire
- Albert Thurston
- Sheehan & Co. Leather Sock Suspenders
- Amazon
- Ebay
- Etsy
- Sockdreams
Обложка: архивная иллюстрация Esquire